Культ хорошей девочки и «пандемия собственной плохости» | Психолог Марина Вочканова

Культ хорошей девочки и пандемия «собственной плохости»

Внешняя хорошесть и внутренняя плохость. Часть 2

Внешняя хорошесть и внутренняя плохость. Часть 1 

Вы заметили, что мир сходит с ума? И с каждым годом все активнее, быстрее и абсурднее. Стоит открыть новостную ленту и хватаешься за голову: «Что происходит?!»

Я думаю, что это очень тесно связано с тем, что мы стали искусственными. Стали ценить все синтетическое, технологичное, продвинутое, усовершенствованное, «супер-хорошее». Не потому ли тренд последних лет — роботы и трансгуманизм?

И большую роль в этом играет глубокая внутренняя неудовлетворенность собой подавляющего большинства обычных людей и «сильных мира сего». Пандемия «собственной плохости» — психоз болезнь современного общества. И как компенсация — и жажда совершенствования.

А с чего все начиналось?

Конечно, с семьи. Поколение за поколением мы культивируем хорошесть. И сегодня для примера хочу разобрать культ «хорошей девочки».

Культ хорошести в семье

Посмотрите на годовалую малышку. Ей абсолютно все равно, как она выглядит, и что о ней думают. Она хочет играть, бегать, шуметь, петь, кричать, танцевать. Она хочет выражать себя! Но постоянно слышит родительское СТОП: «Не шуми, не лезь, не кричи, не трогай!..»

Ее с пеленок загоняют в рамки послушания и правил: «Сиди правильно, вымой руки, ешь аккуратно, девочки так себя не ведут…».

А для пущей убедительности: «Не будешь слушаться, я тебя накажу». «Я не буду с тобой разговаривать, пока ты не извинишься». «Не приходи ко мне, пока не уберешь игрушки». «Ты разве не видишь, что я устал?!» — Так девочка попадает в зависимость от настроения взрослых. И постепенно научается подстраиваться под эмоции окружающих.

Мамы девочек, не наигравшись в куклы, частенько начинают играть в игры «одень девочку» и «фоточка для папочки». Приучая кроху наряжаться, позировать и выглядеть приятно. И девочка попадает в зависимость от похвалы за нарядный вид и умильное личико. И начинает ценить эту похвалу и чужое мнение больше, чем себя.

Так постепенно все естественное в девочке подавляют все сильнее. Что можно говорить и делать, а что нельзя. Во что девочки играют, а что им не подходит. Она как губка впитывает все эти шаблоны поведения «как быть хорошей, чтобы меня любили». И начинает еще больше ценить эту внешнюю реакцию на себя. И одобрение ассоциировать с любовью: «Если я милая и послушная, то меня любят».

Виртуальная хорошесть

Фильтры, тренды, вайбы, липсинг, влогинг, лайкинг… С младенчества и до пенсии.

И таки да, пенсионерка в маске зайки в лайке и тик-токе! Родители на подтанцовке нового тренда своего чада. Мамочки с телефонами в погоне за четвероногими недо-квадро-животно-человеками.

Но такова реальность. Девочки приучаются жить трендами и повторять друг друга. Сверять себя с гламурной синтетической картинкой: «А я не хуже?» и повторять, повторять, повторять… Зачем книги? Зачем история? Зачем мне свой внутренний мир? Кому он нужен, если я не могу показать его в сторис.

Хорошесть для общества

Вы заметили, что в школе перестали учить детей думать — только запоминать и заполнять тесты.

Сиди, слушай и запоминай. Учи, пересказывай и не задавай лишних вопросов. Принимай все на веру. «Рассуждать дома будешь. Здесь — слушайся и повинуйся!»

И тогда будешь хорошей. И тебя будут хвалить. А в подтверждение тебе поставят пятерку — как знак того, что с тобой все хорошо.

А если ты будешь получать пятерки и выполнять правильно тесты, у тебя будет светлое будущее — хорошая работа. И ты сможешь стать хорошей сотрудницей. Хорошая сотрудница не выражает себя, не задает вопросов, а выполняет работу. Она умеет запоминать, быть послушной и не создавать сложностей.

Вот так и взращиваются «хорошие девочки» со сводом правил, какой нужно быть, и как нужно жить, чтобы тебя одобряли и любили.

А еще, если она будет следовать правилам и будет достаточно хорошей девочкой, то она найдет себе хорошего мальчика, который будет чуть-чуть умнее, чем она. Чтобы он мог хвалить ее за красоту, а она его за ум. И, конечно, ловить на себе его одобряющие взгляды. И тогда будут они жить долго и «правильно», как и полагается хорошим девочкам. И передавать это дальше уже своим детям.

Стремление к идеальности

Поэтому в современном мире идеальная хорошая девочка — та, которая не чувствует. Не чувствует себя и свое тело. Не чувствует людей и пространство. Не доверяет своему внутреннему голосу и своей интуиции. Не смотрит по сторонам и не задается вопросом, что происходит.

Почти робот, почти совершенство. Чуть-чуть не дотягивает, но современные технологии и государство ей помогут. Предложат чип для сверхспособностей и уколы-филлеры для пущей красоты. И ведь многие пойдут за этой помощью, как за красной таблеткой от всех проблем.

Да, мир сходит с ума по «усовершенствованию» человека. Забывая, что идеальное не может быть живым. А значит не может быть частью мироздания.

Мироздание — живая субстанция! И человек его часть. Ему нужны мы настоящие, живущие из своей сути свою настоящую живую жизнь. Чтобы творить, развиваться, расширяться и познавать себя.

Поэтому быть собой, дать себе право собою жить и проявляться — это не блажь. Это единственный способ быть частью мироздания и чувствовать себя живой. А еще лекарство от общественного помешательства.

О том, как наполнить свой сосуд принятия, перейти от внешней хорошести к самоценности и обрести право жить собой уже скоро здесь в блоге.

Следите за публикациями. Продолжение следует…

Марина Вочканова, психолог. Психолог при разводах и расставаниях

Больше материалов, вдохновения и простых практик на пути к себе в моем телеграм-канале Быть Собой в жизни и в отношениях. Присоединяйтесь!

Понравилась статья? Поделитесь ей!